Основная цель судейства соревнований по фрирайду - дать возможность райдеру проехать, а судьям оценить, проезд в любом стиле на любом рельефе в любой возможный момент.Судьи на всех соревнованиях FWQ сертифицированы и работают под руководством опытного главного судьи. Перед соревнованиями проводятся обучающие семинары и мастер-классы для повышения квалификации и скорости работы судей.
Судейская бригада в зависимости от количества участников может быть разделена на две группы, которые оценивают разные категории, но все судьи - «универсалы», обязательного деления на лыжи и сноуборд нет.Основа судейской оценки - это общее впечатление от проезда по отношению к проездам других райдеров, подкреплённое 5 основными критериями -
- линия
- стиль и трюки
- непрерывность движения (флюидность)
- контроль
- техника
Оценка выставляется в баллах от 0 до 100. При проведении прямых трансляций, применяется система live judging с выставлением итоговой оценки сразу после проезда райдера. Необходимо учитывать, что перед судьями стоит непростая задача - не только выставить абсолютное значение оценки проезда каждого, но и сделать это в сравнении с другими райдерами, в частности проехавшими идентичную линию или сделавшие одинаковые трюки.
Иногда, в зависимости от склона, организаторы вправе установить линию окончания судейства, например флагами, после которой оценка оставшегося пути не производится. Стоит упомянуть, что если судьи не видят части проезда из-за особенности рельефа, такие участки не оцениваются. Поэтому организаторы проводят просмотр склона для райдеров с судейской точки и указывают на встрече райдеров перед заездами на такие участки.
Как же работают судьи:
- во время просмотра проезда (чаще с использованием бинокля) судья начинает оценивать проезд по общему впечатлению с 50 очков, делая пометки и фиксируя все прыжки, трюки, ошибки, падения, линию и другие нюансы согласно критериям
- судьи преданны своей работе и независимы
- судьи работают в тишине, разговоры сведены к минимуму, никто из судей не комментирует проезды вслух и не оказывает эмоционального воздействия на коллег
- судьи используют систему бонусных и штрафных очков, из-за применения которых меняется итоговая оценка, а после выставления результата, судья должен мотивировано и в цифрах показать, почему вышла такая итоговая оценка, контроль осуществляет главный судья, разница в оценках трёх судей должна быть в пределах 10 баллов, это подтверждает качество оценки и единогласность решения
- судьи делают пометки, касающиеся всех деталей проезда (размеры прыжков, интенсивность и непрерывность движения, разновидности падений, трюки и качество их исполнения и многое другое) с помощью специальных символов и знаков. В любой момент времени судья не только по памяти, но и с помощью этих записей может восстановить всю хронологию проезда в деталях
- для контроля используется видеосъёмка камерой, установленной в судейской точке с максимальной детализацией проезда, позволяющая после окончания заездов восстановить всю картину и сравнить проезды разных райдеров или пересмотреть спорные моменты, в первую очередь это востребовано когда за один соревновательный день проходит большое количество проездов.Система судейства постоянно модернизируется на основе многолетнего опыта проведения соревнований FWT и FWQ.
Критерии судейства в деталях⠀
Райдер может получить или потерять очки исходя из следующих нюансов оценки проезда.⠀
Линия:
- сложная, техничная или простая
- максимально ли райдер использовал рельеф при выборе своей линии
- был ли пропуск рельефа при проезде
- оригинальность (уникальность) линии⠀
Прыжки и трюки
- число прыжков
- размеры прыжков
- заходы на прыжки/скалы
- контроль/стиль/трюки в воздухе
- приземления
- комбинации прыжков (двойные, тройные и тд)
Судьи учитывают места прыжков (целина или no fall zone), оправданность риска, поведение райдер между прыжками в комбинации.⠀
Флюидность
- скорость относительно прямолинейности движения, крутизны склона, состояния снега
- остановки
- потеря скорости, «рваный» ритм
- шаги (подходы) и топтание на месте
- ускорения только на прямых или технических участках⠀
Контроль
- терял ли райдер контроль во время проезда⠀
Техника
- амплитуда дуг (поворотов)
- езда в задней стойке
- боковое соскальзывание
- «sluff managment» (использование потоков снега)⠀
Контроль, техника и флюидность оцениваются одинаково для лыжников и сноубордистов, женщин и мужчин.
Исключительные случаи при судействе:NS, DNS, DNF и DQ⠀
NS - выставляется лыжнику при отстёгивании лыжи/лыж или сноубордисту, потерявшему доску и с отстегнувшимся креплением (баклей). Если выкат к финишной линии плоский, сноубордисту позволяется отстегнуть одно крепление для того, чтобы добраться до финишных ворот. Все райдеры, которым выставили NS, занимают последнее место и получают соответствующие оценки. Лыжники, потерявшие свой снаряд, после встёгивания в крепления, должны закончить своё выступление и спуститься максимально коротким и безопасным путём до финиша. Райдеры, нарушившие это правило могут быть дисквалифицированы для участия в последующих соревнованиях по решению организаторов.
DNS - выставляется райдеру, не вышедшему на старт или вышедшему и не допущенному к старту из-за отсутствия обязательного снаряжения. Очки не выставляются.
DNF - выставляется райдеру, который закончил своё выступление (проезд) из-за травмы или тому, кто уехал в закрытую зону. Выставляются очки по списку после NS
DQ - дисквалификация по причине катания по закрытому соревновательному склону перед заездами, неспортивное или неэтичное поведение. Очки не выставляются, в итоговом протоколе занимает самое последнее место и может быть не допущен до следующих соревнований по решению организаторов.⠀
В зависимости от количества полученных очков по результатам финальных заездов (очки, полученные в квалификации не играют роли) райдер занимает место в финально таблице. В соответствии с занятым местом райдеру начисляются рейтинговые очки для размещения в мировом рейтинге.