Назад к списку

Критерии судейства в системе FWT

Основная цель судейства соревнований по фрирайду - дать возможность райдеру проехать, а судьям оценить, проезд в любом стиле на любом рельефе в любой возможный момент.Судьи на всех соревнованиях FWQ сертифицированы и работают под руководством опытного главного судьи. Перед соревнованиями проводятся обучающие семинары и мастер-классы для повышения квалификации и скорости работы судей. 


Судейская бригада в зависимости от количества участников может быть разделена на две группы, которые оценивают разные категории, но все судьи - «универсалы», обязательного деления на лыжи и сноуборд нет.Основа судейской оценки - это общее впечатление от проезда по отношению к проездам других райдеров, подкреплённое 5 основными критериями - 

  • линия
  • стиль и трюки
  • непрерывность движения (флюидность)
  • контроль
  • техника

Оценка выставляется в баллах от 0 до 100. При проведении прямых трансляций, применяется система live judging с выставлением итоговой оценки сразу после проезда райдера. Необходимо учитывать, что перед судьями стоит непростая задача - не только выставить абсолютное значение оценки проезда каждого, но и сделать это в сравнении с другими райдерами, в частности проехавшими идентичную линию или сделавшие одинаковые трюки. 

Иногда, в зависимости от склона, организаторы вправе установить линию окончания судейства, например флагами, после которой оценка оставшегося пути не производится. Стоит упомянуть, что если судьи не видят части проезда из-за особенности рельефа, такие участки не оцениваются. Поэтому организаторы проводят просмотр склона для райдеров с судейской точки и указывают на встрече райдеров перед заездами на такие участки. 

Как же работают судьи: 

- во время просмотра проезда (чаще с использованием бинокля) судья начинает оценивать проезд по общему впечатлению с 50 очков, делая пометки и фиксируя все прыжки, трюки, ошибки, падения, линию и другие нюансы согласно критериям 

- судьи преданны своей работе и независимы 

- судьи работают в тишине, разговоры сведены к минимуму, никто из судей не комментирует проезды вслух и не оказывает эмоционального воздействия на коллег 

- судьи используют систему бонусных и штрафных очков, из-за применения которых меняется итоговая оценка, а после выставления результата, судья должен мотивировано и в цифрах показать, почему вышла такая итоговая оценка, контроль осуществляет главный судья, разница в оценках трёх судей должна быть в пределах 10 баллов, это подтверждает качество оценки и единогласность решения 

- судьи делают пометки, касающиеся всех деталей проезда (размеры прыжков, интенсивность и непрерывность движения, разновидности падений, трюки и качество их исполнения и многое другое) с помощью специальных символов и знаков. В любой момент времени судья не только по памяти, но и с помощью этих записей может восстановить всю хронологию проезда в деталях 

- для контроля используется видеосъёмка камерой, установленной в судейской точке с максимальной детализацией проезда, позволяющая после окончания заездов восстановить всю картину и сравнить проезды разных райдеров или пересмотреть спорные моменты, в первую очередь это востребовано когда за один соревновательный день проходит большое количество проездов.Система судейства постоянно модернизируется на основе многолетнего опыта проведения соревнований FWT и FWQ. 

Критерии судейства в деталях⠀ 

Райдер может получить или потерять очки исходя из следующих нюансов оценки проезда.⠀ 

Линия: 

  • сложная, техничная или простая 
  • максимально ли райдер использовал рельеф при выборе своей линии 
  • был ли пропуск рельефа при проезде 
  • оригинальность (уникальность) линии⠀ 

Прыжки и трюки 

  • число прыжков 
  • размеры прыжков 
  • заходы на прыжки/скалы 
  • контроль/стиль/трюки в воздухе 
  • приземления 
  • комбинации прыжков (двойные, тройные и тд) 

Судьи учитывают места прыжков (целина или no fall zone), оправданность риска, поведение райдер между прыжками в комбинации.⠀ 

Флюидность 

  • скорость относительно прямолинейности движения, крутизны склона, состояния снега 
  • остановки 
  • потеря скорости, «рваный» ритм 
  • шаги (подходы) и топтание на месте 
  • ускорения только на прямых или технических участках⠀ 

Контроль 

  • терял ли райдер контроль во время проезда⠀ 

Техника 

  • амплитуда дуг (поворотов) 
  • езда в задней стойке 
  • боковое соскальзывание 
  • «sluff managment» (использование потоков снега)⠀ 

Контроль, техника и флюидность оцениваются одинаково для лыжников и сноубордистов, женщин и мужчин.

Исключительные случаи при судействе:NS, DNS, DNF и DQ⠀ 

NS - выставляется лыжнику при отстёгивании лыжи/лыж или сноубордисту, потерявшему доску и с отстегнувшимся креплением (баклей). Если выкат к финишной линии плоский, сноубордисту позволяется отстегнуть одно крепление для того, чтобы добраться до финишных ворот. Все райдеры, которым выставили NS, занимают последнее место и получают соответствующие оценки. Лыжники, потерявшие свой снаряд, после встёгивания в крепления, должны закончить своё выступление и спуститься максимально коротким и безопасным путём до финиша. Райдеры, нарушившие это правило могут быть дисквалифицированы для участия в последующих соревнованиях по решению организаторов. 

DNS - выставляется райдеру, не вышедшему на старт или вышедшему и не допущенному к старту из-за отсутствия обязательного снаряжения. Очки не выставляются. 

DNF - выставляется райдеру, который закончил своё выступление (проезд) из-за травмы или тому, кто уехал в закрытую зону. Выставляются очки по списку после NS 

DQ - дисквалификация по причине катания по закрытому соревновательному склону перед заездами, неспортивное или неэтичное поведение. Очки не выставляются, в итоговом протоколе занимает самое последнее место и может быть не допущен до следующих соревнований по решению организаторов.⠀ 

В зависимости от количества полученных очков по результатам финальных заездов (очки, полученные в квалификации не играют роли) райдер занимает место в финально таблице. В соответствии с занятым местом райдеру начисляются рейтинговые очки для размещения в мировом рейтинге.